Новинки беспилотных и модульных автомобилей
Рынок коммерческого транспорта последние 5 лет претерпевает значительные изменения, показывая небывалое разнообразие форм жизни. Причём эволюция коснулась как традиционных классических автомобилей, так и развития транспортных средств, которые ещё 20 лет назад казались фантастичными.
Инвестиционные проекты по развитию беспилотных систем, создания экологически чистых видов транспорта особенно ярко проявились в 2018–2019 годах на выставках Женевы, Парижа, Франкфурта и Токио. При этом зелёные технологии, ещё недавно лежавшие за пределами прибыльности, начинают приносить своим создателям дивиденды. Всего к 2020 году мировые концерны и стартапы представили целый букет комбинаций и новых направлений, которые дали синергетический эффект при развитии новых секторов экономики. Но для этого надо хотя бы найти точки роста… и самое смешное – они есть!
Макабрический ренессанс и шудры
За скобками автосалонов у нас периодически мелькали автомобили, так сказать, личного пользования. А ведь не эти пикапы, фургоны и минивэны в регионах являются основой микробизнеса. Микротоннажный сектор, где нужна грузоподъёмность не более… 50 кг, сформировался в крупных мегаполисах в течение последних 15 лет. Стремительное развитие служб доставки, развивалось благодаря сетевым технологиям.
В Москве, где сконцентрирована 10-я часть всех трудовых ресурсов страны ежедневный оборот товаров повседневного спроса составляет более 500 тыс. тонн! Ещё 10% сверх этого объёма приходится на домашнюю и офисную доставку, где помимо «каблуков» и микролитражек класса «Ока» и Daewoo Matiz используются мотоциклы, мотороллеры и велосипеды, самокаты.
В таких мегаполисах, как Токио, Пекин или Лос-Анджелес, внутренний оборот лёгких грузов сопоставим с Москвой, и там на доставке занято более 100 тысяч курьеров (в Москве по разным оценкам от 50 до 70 тыс.). При этом в этой сфере идёт постоянный рост зарплат, поскольку высокая нагрузка (курьер за день обслуживает по 15–20 адресов) заставляет машинизировать труд. Поэтому на выставках всё чаще встречаются микрогрузовики для доставки сборных или мелкопартионных грузов.
В Японии в службах доставки уже сложился дефицит из 200 тыс. мест для «делибоев» (delivery boy – посыльный мальчик). В США и Канаде в сегменте «деливери» уже вакантны 300 тыс. мест! И это исключая водителей, которых уже требуется под сотню тысяч.
В Индии сфера обслуживания отведена целой касте – шудрам, которые умудряются зарабатывать иногда больше, чем программисты в телефонных компаниях (доход героя фильма «Миллонер из трущоб» вовсе не считается исключительным случаем) и успевают за пару лет скопить на квартиру в Бомбее или компактный внедорожник. Более 2 млн человек (никто особо не считал) в Индокитае заняты в сфере офисной и корпоративной доставки.
И эта тенденция нарастает во всех странах, начиная с Австралии и Кубы и заканчивая Швейцарией и Саудовской Аравией. Исключения в виде КНДР и бедных центрально-африканских республик лишь подтверждают правило.
Интересно, но на этом поле вдруг появляются совершенно новые производители, что свидетельствует о большом потенциале сегмента доставки. Японская компания Tajima Motor Corporation Co. Ltd, ранее заявившая о себе в гонках формулы Е1, открыла филиал Tajima EV Corporation Co., Ltd, нацеленный сугубо на курьерские, парковые перевозки и курортный бизнес. В активе фирмы уже 5 автомобилей от электрорикш до прогулочного автобуса.
Газ, спирт, водород, электричество?
Отсутствие единодушного мнения о пользе электромобилей возможно лишь в странах, где электричество добывается путём сжигания угля в ТЭЦ. Какая разница, от какой розетки заряжать электромобиль, если тепловая станция, вырабатывающая электроэнергию, закоптила сотни гектаров вокруг, обнесла себя стеной из шлаковых отвалов и оросила поля опасно ядовитыми шламами.
По меркам начала ХХ века в Европе, Японии, Америке и России энергетические мощности весьма чисты, если не считать отходов АЭС, для которых построены отдельные саркофаги. Для генерации используются ГЭС, солнечные, ветряные, приливные станции, а технологии сжигания мазута на ТЭЦ уступило место газу. И лишь рост энергопотребления (в ФРГ наблюдалось удвоение за каждые 5 лет) не даёт избавиться от углеводородной зависимости.
Газовое топливо используют не менее 5 млн единиц техники во всём мире и парк грузовиков будет только увеличиваться.
Другая стезя использования углеводородов опробована в Китае, когда из угольных фракций можно получить метиловый спирт. Однако последние законодательные новости из КНР о консервации угольных бассейнов внушают опасение за проект тягачей Yang Cheng M100, в который вбухали 15 лет. Параллельно в Китае начаты работы по выращиванию кормовых сортов растений, которые могут быть использованы по примеру США и Бразилии для производства этила.
Водород как топливо, хоть и рассматривается как фата-моргана, но в США за 10 лет уже реализовано свыше 15 тыс. машин и их парк растёт. Это даёт надежду не только стартапу Nikola Motors, но уже и производителям автобусов, благо переход на водородное топливо уже объявили и в Китае.
Внедрение электротяги ещё 20 лет назад воспринималось как гнусное кощунство. Но с появлением электробусов (мировой парк более 200 тыс.) и электрогрузовиков (около 225 тыс. включая терминальные тягачи) пришло осознание, что они могут превосходить по ряду ТТХ свои аналоги с ДВС. Решение для дальнемагистральных перевозок в принципе уже решается внедрением опытной системы троллейвозов.
Для зарядки транспортных средств от сети с 2010 года в Японии были утверждены несколько стандартов для электромобилей: 1-фазная зарядка до 16 А и до 32 А, а также 3-фазная зарядка до 63 А. В 2014 году разъёмы CHAdeMO (акроним от англ. CHArge de MOve) стали обязательным в Японии и странах куда поступали японские электромобили. Они обеспечивают зарядку электромобилей малой дальности (120 км) менее чем за 25–30 минут. Помимо этого в Европе используют стандарты Combo2 и Type 2. В США и Японии распространены Type 1. Всего используется несколько конфигураций: AA, BB, CC (она же DD), EE и FF. Однако с развитием технологии ультрабыстрой зарядки China Electricity Council (CEC) предложила уже свой стандарт ChaoJi. Увы, русских эталонов ещё в не существует, мы тут оказались на задворках прогресса. В течение первого полугодия 2019 электромобили составляли уже 1,8% европейского рынка. К 2021 году на европейский рынок выйдет около 20 моделей и объём продаж составит 400 тыс. штук, при том, что ежегодно там продаётся около 15 миллионов автомобилей.
Отдельного упоминания заслуживают машины для фастфуда. Как показывает практика этот сегмент более всего подходит для перевода на электротягу. Инициативы в этой области в КНР, США, Европе и Японии направлены на полный запрет эксплуатации машин с ДВС в уличной торговле.
Такси, карпулинг, каршеринг
Как их не называй, но в сущности это один и тот же вид предоставления транспортных услуг – персональная перевозка по договорённости по адресу, указанному клиентом.
Такси – это наёмный водитель со своей, либо наёмной машиной, который предоставляет стандартные услуги по заранее известной таксе. В этом роде автомобильной промышленности уже нечего предложить нового, за исключением автоматизированных такси. Но это технология другого порядка. Большую лепту в ренессанс службы такси в России внесли сетевые технологии (заказ такси, напомним, через телефон был и в СССР через службу «Трансагентства») с заказом таксомотора через мобильные приложения и отслеживанием. Однако ужесточение сервиса с введёнными баллами и штрафами (опоздание, неточно поданная машина) произвели обратный эффект: таксисты стали отказываться от маршрута, предложенного клиентом или оператором. В связи с этим автобусные контракторы в США и Европе предлагают воссоздать маршрутные такси и ввести районное обслуживание – водитель может обслуживать 2–3 зоны либо района и отклоняться от маршрута не далее смежного района. В сущности, по этому пути Америка уже начала двигаться (см. «Маршрутки: назад в будущее»), тем более что в США уже выросло новое поколение, которое не горит желанием сдавать на права, ибо затраты на владение автомобилем в США и Канаде за последнее десятилетие выросли в два раза.
Карпулинг (в России известен как сервис бла-бла-кар) – полулегальная разновидность такси с обоюдным согласием о поездке с таксой «по договорённости». Её корни идут от «хичкайкёров» широко распространённому в США с 1940-х годов, когда люди автостопом колесили по стране. Отличие в том, что поездка является небезвозмездной, что стало частью бизнеса особенно в странах со слабо развитой или неустойчивой экономикой. Если в Евросоюзе ещё думают, какие препоны поставить на этом хуторском виде бизнеса, то китайские власти уже в 2021 году намерены прихлопнуть и поставить под налоговый контроль. В арсенале борьбы внедрена повсеместная технология опознания лиц с уличных камер и выявление периодических случайных связей водителей через смартфоны с незнакомыми людьми. Именно тотальная слежка позволит выявить «бомбил». Так, в Синцзян-Уйгурском районе уже ведётся мониторинг поездок пассажиров с фотофиксацией лица, подсаживающихся к «случайному автомобилю» и отслеживается произвольность телефонной связи. В случае, если у полиции возникнут сомнения в части безвозмездности перевозки пассажиров, то придётся платить штраф обоим участникам сделки.
Каршеринг (прокат автомобилей через интерактивный сервис) уже набрал обороты в Москве, Санкт-Петербурге и смело входит в другие города-миллионники. В Москве насчитывается уже 24 тысячи прокатных автомобилей. Это сейчас самый затратный и дорогой вид операционного бизнеса, хотя и многообещающий. Технология каршеринга хоть и является передовой, но является лишь промежуточным звеном, поскольку подразумевает, что у пользователя имеются водительские права.
Как часть вида бизнеса в Москве и Подмосковье развивается грузовой каршеринг, безусловным лидером на рынке которого является «Яндекс-драйв». Это достаточно молодой вид сервиса возник в 2000-х годах в США на волне нехватки водителей в флит-парках, занятых на переездах семей. Сложность ведения этого бизнеса в России сопряжена с малым спросом на подобные услуги.
Не проще ли тогда сразу предоставить беспилотный автомобиль в каршеринг, как это сделал Uber года 3 назад? Именно введение в каршеринг беспилотников может произойти в самое ближайшее время.