Опубликовано: ГП 12-2013

Масляная компетенция

Варианты для особых ситуаций
Фёдор Авдеев

Существуют ли особые масла, которые полностью исключают износ двигателя? А говорят, что есть присадки, которые позволяют вообще не использовать моторное масло? Такие вопросы часто звучат из уст некомпетентной публики, но вызывают живой интерес и в профессиональной среде. И неспроста, ведь технический прогресс не стоит на месте, и то, что вчера казалось фантастикой, сегодня может оказаться реальностью.

Этой статьёй мы завершаем цикл публикаций о моторных маслах для грузовых автомобилей, начатый в 2012 году.

Начало пути

Необходимо ли использовать какое-либо специальное масло, когда происходит обкатка нового автомобиля? Какие могут быть рекомендации?

Строго говоря, все указания, в том числе методика ввода в эксплуатацию нового автомобиля, должны содержаться в документации, прилагаемой к машине. Изучая доступные материалы автопроизводителей, мы не обнаружили никаких указаний на необходимость отступления от рекомендаций по выбору масел, данных для регулярной эксплуатации. Тем не менее даже у точно обработанных деталей пар трения в моторах, изготовленных именитыми западными производителями, на начальном этапе эксплуатации происходит приработка поверхностей. При этом не следует забывать, что для грузовых автомобилей производители устанавливают гибкие интервалы замены масла, которые очень зависят от режимов эксплуатации и могут различаться в несколько раз – скажем, для развозных городских машин и дальнобойных тягачей. Распространённой практикой является уточнение этих интервалов с помощью анализа периодически отбираемых проб масла. Соответственно рекомендовать здесь можно проведение мониторинга состояния масла при помощи анализа проб с контролем не только его физических и химических параметров, но и динамики накопления металлов износа, таких как железо, алюминий, хром, свинец, олово и прочих. Вполне возможно, пробег до первой замены масла окажется короче, чем он будет в дальнейшем, при регулярной эксплуатации техники. Более того, во многих случаях производителями техники прямо предписывается сокращённый интервал до первой замены.

Наконец, ещё одну рекомендацию даёт здравый смысл: очевидно, не стоит подвергать технику предельной нагрузке в начальный период её эксплуатации.

Буфер между двигателем и топливом

Специалисты говорят о серьёзных различиях в качестве изготовления двигателей иностранных компаний и российских (а также белорусских и украинских). Правильно ли, что масло, создаваемое иностранными компаниями, используется в отечественных машинах? Не может смазочный материал, созданный для высокоточных механизмов, также хорошо работать в упрощённых агрегатах и узлах. Возможны ли какие-либо корректировки при выборе масла для двигателя, созданного за рубежом и в России?

Ещё раз повторим правило, относящееся к выбору масла для любого двигателя вообще: характеристики масла, выраженные в рекомендуемых классах вязкости и наборе допусков и спецификаций, всегда указаны в эксплуатационной документации на автомобиль.

Да, западные и отечественные двигатели различаются по качеству. Дело здесь не только и не столько в упрощённости конструкций. Эта разница выражается в чистоте обработки поверхности деталей, в рабочих зазорах в парах трения (это конструктивно-технологические различия), а также в удельных нагрузках в парах трения и температуре этих самых пар и некоторых других узлов, через которые прокачивается масло. Последнее, по сути, является следствием более высокой степени форсировки моторов западных изготовителей.

Каковы будут последствия использования масла, разработанного для двигателей последнего поколения, в менее совершенном моторе? Если класс вязкости этого продукта будет соответствовать допускам, то отечественный мотор будет прекрасно работать, а несовершенства пар трения будут компенсироваться вязкостными свойствами масла. С другой стороны, если говорить о том, что отечественные моторы менее форсированы, менее теплонапряжены, то можно утверждать, что современное масло с повышенной стойкостью к окислению в таких условиях будет отлично работать.

Ограничения на применение высококачественного моторного масла могут возникнуть в случае, если эти масла предназначены для двигателей, система выпуска которых оснащена сажевым фильтром. Такие масла создаются с пониженной зольностью, для того чтобы продлить срок службы мотора. Снижение зольности обеспечивается снижением количества присадок на основе щелочных металлов, которые в свою очередь участвуют в нейтрализации кислот, образующихся при использовании топлива с высоким содержанием серы. При этом не секрет, что качество дизельного топлива в нашей стране ещё нельзя назвать повсеместно высоким и стабильным. Поэтому в отечественных моторах, которые пока не оснащают сажевыми фильтрами, если уж речь идёт о западных маслах, следует делать выбор в пользу так называемых полнозольных масел. Например, Castrol Tection 10W-40 или Vanellus Multi A 10W-40.

Масло для ретро

Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Если спецификации и допуски масла соответствуют или превосходят требования эксплуатационной документации, то для его применения нет никаких препятствий. Что касается класса вязкости, то следует выбрать самый высокий из допускаемых производителем автомобиля.

Масло для спортивных и трудовых достижений

Какие масла применяют в спортивных грузовиках? Можно ли их использовать для обычных грузовиков?

Всё зависит от степени доработки двигателей для гоночных условий, и соответственно масло в каждом отдельном случае подбирается опытным путём. При этом инженеры спортивных команд берут в расчёт особенности конструкции и режимов работы конкретных моделей моторов. В итоге отступление от первоначальных предписаний по маслу может оказаться весьма значительным. Но следует помнить, что задача гоночного грузовика – показать наивысший спортивный результат, после чего мотор может пойти в переборку или на списание, в то время как обычный грузовик должен перемещать груз из пункта А в пункт Б наиболее экономически эффективным образом. Отсюда и требования к маслам: для второго случая подойдут только масла, предписанные/допускаемые автопроизводителем.

Философский камень для масел

Сегодня на рынке предлагается огромное количество присадок для масел. Это препараты, построенные на основе минеральных порошков серпентинита, так называемые геомодификаторы трения. Это металлоплакирующие составы. Это препараты, осуществляющие некое химическое воздействие на поверхности трения и формирующие защитные слои с использованием механизмов хемосорбирования. Есть ещё всякого рода экзотика – различные «жидкие алмазы», «фуллерены», тефлонсодержащие присадки. И спрос на этот химический продукт достаточно высок. Понятно, что в основном покупают для легковых автомобилей. Но дело не в этом. Дело в принципе.
Хотелось бы в конце-концов понять: нужны ли присадки современным маслам? Если не нужны, то почему? Как они могут повлиять на мотор и на масло? Если нужны, то при каких условиях, какие присадки лучше, когда их нужно заливать при смене масла или по каким-то признакам?

Важно понимать, что пакет присадок в масле состоит из множества компонентов. Это моюще-диспергирующие присадки, модификаторы трения, противоизносные присадки, противозадирные присадки, антиокислительные присадки, защищающие от окисления масло, антикоррозионные присадки, защищающие от коррозии детали мотора, депрессорные присадки, понижающие температуру потери текучести масла, загустители, предотвращающие падение вязкости при повышении температуры. Практически все эти вещества (а некоторые из них в свою очередь являются смесями нескольких компонентов) химически активны, они взаимодействуют друг с другом. Их композиция составляется таким образом, чтобы в товарном продукте они взаимно усиливали действие друг друга. Это явление называется синергией. При ненадлежащем подборе компонентов может иметь место антагонизм, когда присадки «забивают» друг друга. Впрочем, такие варианты композиций масла отсеиваются в процессе создания продукта. В итоге длительной работы и огромного числа анализов и испытаний – лабораторных, стендовых, моторных, полевых – создаётся оптимальная композиция. Работа считается законченной, когда компания готова по приемлемой цене поставлять масло, прошедшее все необходимые и, отметим, весьма недешёвые испытания, что отражено в официально полученных допусках и рекомендациях. При этом число композиций-кандидатов может достигать десятков, из которых в конечном продукте воплощается только одна.

А теперь добавим в этот сбалансированный продукт с заданными и подтверждёнными физико-химическими и эксплуатационными свойствами некоторое новое вещество неизвестной природы. Мы получим новую смесь, свойства которой не определены. Их можно выяснить, лишь повторно проведя весь комплекс испытаний. Вопрос заключается в следующем: могут ли те, кто предлагает разного рода присадки, предъявить протоколы испытаний, подтверждающие соответствие новой смеси требованиям автопроизводителей или промышленных стандартов?

Учитывайте и тот факт, что допуски автопроизводителей даются строго на конкретную, предъявленную к испытаниям, композицию. Любое её изменение ведёт к потере допуска. Так что запретить кому-либо добавлять в масло любые присадки мы не можем, но считаем нужным в очередной раз подчеркнуть два момента. Во-первых, это излишне, поскольку по комплексу технических и экономических параметров товарное моторное масло – это полностью законченный и сбалансированный продукт. Во-вторых, после добавления в моторное масло какого бы то ни было вещества мы не несём за рабочие характеристики этой смеси никакой ответственности и не комментируем свойства получившейся жидкости.

Масло на час или на год?

Почти на каждой автомобильной выставке присутствует компания, которая рекламирует некую чудодейственную смазочную композицию, которая позволяет двигателю работать без масла достаточно долгое время. Существуют ли такие смазочные композиции?

Давайте для начала сформулируем, что же мы хотим от масла: обеспечение гарантированно эффективной эксплуатации мотора в течение нескольких лет с пробегом в несколько сотен тысяч километров или работу без масла в картере в течение часа с пробегом в несколько десятков километров? Если первое, то мы можем вновь сделать отсылку к описаниям современных моторных масел, напомнив ещё раз, что допуски и спецификации на этикетках продуктов – это и есть технически строгое и корректное подтверждение свойств продукта. Что касается второго варианта, то не вполне понятно, для чего это может быть нужно. Компании-производители масла ориентируются исключительно на первую из приведённых задач. Если в ходе презентации вышеупомянутых композиций заявляется, что мотор способен с ней справиться, это должно быть подтверждено результатами испытаний по программам автопроизводителей, а также API и ACEA.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен