Опубликовано: ГП 08-2018
Тягач с расширенными возможностями

Седельный тягач КАМАЗ-54909-090-B5 (M1840) 4х4Н с системой гидропривода передних колёс KAMAZ H-Drive

Даниил Минаев
Фото автора и Юрия Петрова

В экспозиции ПАО «КАМАЗ» на выставке bauma CTT RUSSIA 2018 демонстрировался седельный тягач с необычной колёсной формулой – 4х4Н. В прошлый раз этот же КАМАЗ премьерно засветился в рамках выставки Comtrans`2017. Сегодня выясняем некоторые детали этой интересной модели, получившей индекс КАМАЗ-54909-090-B5 (M1840).

На первый взгляд – это обычный КАМАЗ-5490, уже давно всем знакомый, причём даже без приставки NEO. Однако, если у КАМАЗ-5490 ведущий только задний мост и колёсная формула 4х2, то у предмета сегодняшнего разбора есть возможность при необходимости подключить к движению и передние колёса. КАМАЗ-54909-090-B5 (M1840) ориентирован, в первую очередь, для строительной отрасли, или должен эксплуатироваться там, где предполагается осуществлять перевозки вне дорог с усовершенствованным покрытием, а также в сезонную распутицу или в условиях заснеженной и скользкой дороги для работы в составе самосвального автопоезда. Этот с виду обычный грузовик оснащён уникальной системой гидростатического привода передних колёс, которая при необходимости делает автомобиль полноприводным. Двухосный седельный тягач для повышения проходимости оборудован системой гидропривода передних колёс КАМАЗ H-Drive, разработанной в ПАО «КАМАЗ».

Трансмиссионная перспектива, вид спереди

Дорожно-внедорожные задачи перевозок

В строительной индустрии трудится много дорожного и технологического транспорта вне дорог общего пользования. Но иногда пути следования таких машин пересекаются, например, при разгрузке на стройплощадке самосвального автопоезда, работающего на длинном плече. Все эксплуатанты автопоездов общестроительного назначения с самосвальными полуприцепами или иными надстройками сталкиваются с необходимостью наличия на седельных тягачах хотя бы минимального внедорожного арсенала, так как при съезде с асфальта работа по доставке строительного груза ещё не заканчивается. Тут все средства хороши: от «коротких» главных пар и шин со «злым» рисунком протектора до многочисленных блокировок и экзотических колёсных формул. Однако при возвращении транспорта на асфальт этот инструментарий кратковременного использования становится обузой для скоростного движения и не способствует экономии топлива.

Агрегатная реализация гидростатического подключаемого переднего привода: гидроблок с маслоохладителем (фото 2) масляный насос, [b]рукава высокого давления, подходящие к передним ступицам (фото 1)[/b] Агрегатная реализация гидростатического подключаемого переднего привода: [b]гидроблок с маслоохладителем (фото 2)[/b] масляный насос, рукава высокого давления, подходящие к передним ступицам (фото 1)

Гидростатическая колёсная формула тягача

Вот тут «КАМАЗ» и предлагает своё видение решения этой проблемы – КАМАЗ-54909-090-В5 – седельный тягач, построенный на базе модели 5490, но с подключаемым передним гидростатическим приводом собственной разработки. Принцип действия KAMAZ H-Drive следующий. Насос, приводимый от КОМ, активирует специальные гидромуфты в ступицах передних колёс, которые под воздействием давления масла начинают подавать к ним крутящий момент. Система вступает в работу по сигналу электронного блока управления, который получает информацию от антиблокировочной системы о разности угловых скоростей колёс задней оси, т. е. о пробуксовке.

Шланги хорошо просматриваются через ниши колёс Гибкая гидромагистраль высокого давления хоть и собрана хомутом, но её лучше осматривать минимум пару раз в неделю

Подключаемый передний привод позволяет без труда тронуться с места в гололёд или выехать из грязи и автоматически отключается на скорости свыше 25 км/ч. Всё предельно просто. При необходимости можно осуществлять движение вообще только за счёт передних колёс, но только на минимальной скорости. Ещё один плюс гидропривода – на затяжных спусках его можно использовать в качестве ретардера или дополнительного тормоза-замедлителя, тем самым снижая нагрузку на рабочую тормозную систему.

Гидростатический привод позволяет передавать крутящий момент под нагрузкой без разрыва потока мощности на передний мост до достижении скорости 25 км/ч

Дополнительные возможности

Кроме того, задний мост этого КАМАЗа – Daimler HL6 оснащён межколёсной блокировкой. Таким образом, благодаря 400-сильному двигателю Cummins ISL, на шоссе КАМАЗ-54909-090-В5 смел и быстр, относительно скоростной главной паре, отношением 3,909, и на дорожных региональных шинах 315/80 R22,5. В то же время он не спасует и на обледенелом уклоне, и на рыхлом грунте стройплощадки, благодаря системе KAMAZ H-Drive и «даймлеровской» блокировке дифференциала ведущего моста.

Опорная плита седельно-сцепного устройства RV10 итальянской компании V.Orlandi S.p.A расположена на высоте 1,2 м и рассчитана в первую очередь для работы со строительными и сельскохозяйственными полуприцепами

На рабочем месте

Оказавшись в кабине КАМАЗ-54909-090-В5, водитель не заблудится в лесу рычагов управления полноприводной трансмиссии. Привод передних колёс подключается и отключается с изящного пульта, расположенного на передней панели, а блокировка дифференциала легко активируется простым нажатием кнопки. Как и положено современному тягачу, он оснащён кондиционером и автономным отопителем. Вот только кабина с низкой крышей, одним спальным местом и на простой пружинной подвеске. Всё-таки это свидетельствует о задумке конструкторов для использования своего оригинального решения на коротком плече, но с возможностью работы в ночную смену и в режиме длительного ожидания погрузки/ разгрузки.

Привод передних колёс подключается и отключается с пульта в кабине Привод передних колёс подключается и отключается с пульта в кабине Низкая кабина K4 c одной полкой в спальном отсеке адресована региональным перевозчикам, которые работая на коротком плече часто сталкиваются в провинции с габаритным ограничением высоты в 3,6–3,8 м

Трансмиссия и ходовая часть

У нашего необычного седельного тягача КАМАЗ-54909-090-В5, как уже говорилось, двигатель Cummins ISL 400 50 пятого экологического класса мощностью 400 л.с. С ним агрегатируется механическая 16-ступенчатая КП ZF 16S1820 TO. Задний мост – Daimler HL6 с гипоидной главной передачей. Передняя подвеска – на малолистовых рессорах, задняя – пневматическая, с электронным управлением и датчиком нагрузки на заднюю ось. Передние и задние колёсные тормозные механизмы – дисковые.

Техническая характеристика КАМАЗ-54909-090-B5 (M1840)
Полная масса, кг 18 600
Распределение нагрузки по осям, кг 7020/ 11 580
Снаряжённая масса, кг 7685
Масса буксируемого полуприцепа, кг 36 240
Полная масса автопоезда, кг 44 000
Максимальная скорость, км/ч 90
Преодолеваемый уклон, для автопоезда полной массой 44 000 кг, % (град) 18 (10,2)
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins ISL 400 50, Турбодизель, I-6, Euro 5
8880
400 при 2100 мин-1
1682 при 1300 мин-1
Коробка передач ZF 16S1820 TO, механическая
Количество передач вперёд/ назад 16/ 18
Сцепление Сухое, однодисковое, диаметр ведомого диска 430 мм
Тормозные механизмы всех колёс Дисковые
Передаточное число главной передачи 3,909
Подвеска Спереди – малолистовые рессоры, сзади – пневматическая
Шины 315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л 400
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен