Опубликовано: ГП 04-2017
Исполин по имени «Ральф»

Тяжёлые тягачи марки Ralph (ЮАР)

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Иллюстрации из архивов и коллекций Ричарда Стэниера (Richard Stanier), Бернда Регенберга (Bernd Regenberg), Хенка Фелдкампа (Henk Veldkamp), Джорджа Фибе (George Fiebe), Т. Брэда Дункина (T. Brad Dunkin), Денниса Чайлда (Dennis Child)
и Cummins International News

Автомобильную промышленность Африки при всём желании нельзя считать значительной в мировом масштабе. В разные годы в разных странах Чёрного континента велась и проводится до сих пор сборка автомобилей из частей зарубежных производителей, кое-где налажен полный цикл производства по лицензиям из-за рубежа. Бесспорное лидерство в автомобильной промышленности бессменно занимает Южно-Африканская Республика (ЮАР). В этой стране традиционно уживались конструкции различных школ – английской, европейской континентальной, американской и азиатской. Кроме сборки и лицензионного производства ЮАР отличилась в разработке и постройке оригинальных самобытных моделей легковых и коммерческих автомобилей. В этой статье речь пойдёт об уникальных тяжёлых тягачах марки Ralph. Их было сделано очень мало, но до сих пор они поражают воображение любителей грузового автотранспорта.

«Ненормальные»

В экономике ЮАР траспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов посредством автомобильного транспорта всегда имела большое значение. Ландшафт и климат страны располагают к таким перевозкам. С середины прошлого века тягачи для такой работы в Южную Африку традиционно поставляли англичане, вслед за ними пришли на рынок американцы и немцы. Некоторые ведущие в этой отрасли компании наладили сборку тяжёлых машин непосредственно в стране.

Балластные и седельные тягачи для перевозки негабаритных грузов в ЮАР в обязательном порядке должны оснащаться крупными надписями Abnormal, что означает буквально «ненормальный» (одно из значений слова). Не совсем нормальным считали коллеги и инженера Ральфа Льюиса (Ralph Lewis), работавшего в южноафриканском филиале британской фирмы Atkinson.

Ralph G8 A3 «Red Bull», шасси № 0001. Машина принадлежала компании Heavy Transport & Plant Hire (Pty.) Ltd (Henk Veldkamp)

В то время компания Atkinson была одним из лидеров по продаже тяжёлых тягачей на рынке страны. Часть машин поставлялась из Англии, но до 1972 года велась сборка и в ЮАР. Расчёт Льюиса был прост, если даже англичане и американцы применяют в своих грузовиках двигатели, коробки передач, мосты и прочие части производства «чужих» заводов, то сварить раму и смонтировать на ней импортные агрегаты можно и без патронажа иностранных автозаводов.

Экономический потенциал ЮАР позволял конкурировать с зарубежными фирмами. Тем более, что рынок сверхтяжёлых машин ограничен количественно и не требует массового конвейерного производства. Энтузиасту повезло – один друг взялся финансировать его предпринимательские идеи. Вскоре нашлось и подходящее место для завода – во дворе одной кузовной фабрики в Стелдале недалеко от Йоханнесбурга. В октябре 1967 года была зарегистрирована фирма Rolway Enterprises (Pty.) Ltd. В качестве торговой марки для новых автомобилей Льюис выбрал своё имя – Ralph.

Три машины Ralph G8 A3, построенные в 1969 г. для South African Railways, Abnormal Loads Division (Henk Veldkamp)

Трудности энтузиаста

С неудержимой энергией Ральф Льюис приступил к работе. Чертежи готовы, почти все необходимые комплектующие заказаны, но возникла проблема с силовым агрегатом. Предприниматель непременно хотел установить на первую машину хорошо зарекомендовавший себя в ЮАР американский дизель Cummins, однако заказ на один двигатель не заинтересовал крупную компанию. Да и другие известные фирмы не желали продавать напрямую один единственный мотор. Откликнулся филиал американской компании GMC, завод Detroit Diesel, подписав с Rolway Enterprises договор на поставку восьми двигателей, однако с их отгрузкой не спешил. В ожидании недостающих комплектующих Льюис устроился по совместительству на работу в южноафриканский филиал британской фирмы ERF, набирая и там опыт.

Наконец, в 1969 году шасси № 0001 6х4 было готово. На него поставили мотор Detroit Diesel V8 и КП Allison. Позднее первый балластный тягач Ralph прозвали Red Bull. После удачных испытаний машину продали одному известному в ЮАР перевозчику негабаритных грузов. В том же году была закончена постройка трёх тягачей-фургонов для Южноафриканской железной дороги. Страна узнала о новой марке отечественных машин, покупатель остался доволен – Ральфу Льюису было чем гордиться.

«Железнодорожные» тягачи-фургоны Ralph G8 A3 на работе (Dennis Child)
«Железнодорожные» тягачи-фургоны Ralph G8 A3 на работе (Dennis Child)
«Железнодорожные» тягачи-фургоны Ralph G8 A3 на работе (Dennis Child)
«Железнодорожные» тягачи-фургоны Ralph G8 A3 на работе в разные годы (Dennis Child)

На второй тяжеловоз (шасси № 0002) инженер возложил большие надежды, его заказала армия ЮАР. Уникальная машина с колёсной формулой 10х10, на постройку которой ушло почти два года, испытывалась с пятиосным трейлером грузоподъёмностью до 66 т, предназначенным для перевозки танков Centurion. Снаряжённая масса автопоезда составляла 40 т. На тягаче стоял 12-цилиндровый двигатель Detroit Diesel 12V-71 и семиступенчатая автоматическая КП Allison.

«Аппетит» у этого исполина был отменный – 140 л солярки на 100 км. Впечатляли габариты танковоза: ширина – 3,8 м, длина – 23 м. Военные планировали приобрести 18 таких автопоездов, однако после испытаний в полевых условиях от дальнейших заказов отказались, а позднее продали имевшийся уже комплекс частной транспортной фирме.

Ralph G12 A5, шасси № 0002 – транспортёр для перевозки танков армии ЮАР (Dennis Child)
Ralph G12 A5, шасси № 0002 – тягач на службе компании Trojan Transport Services (Pty.) Ltd (Bernd Regenberg)

Неудача не остановила энтузиаста. Армейские испытания послужили ему неплохой рекламой, постепенно пошли заказы от самых различных транспортных компаний, рудников и других предприятий. Откликнулась и фирма Cummins, начав поставлять желаемые двигатели. Завод Rolway Enterprises переехал в новые помещения в другой пригород Йоханнесбурга – Офиртон. В 1970 году там началось производство балластных и седельных тягачей капотной и вагонной компоновки.

Печальный конец

Вскоре в цехах в Офиртоне стало тесно. В октябре 1970 года завод компании Rolway Enterprises снова переехал, на сей раз в промышленный район Алроде города Альбертон, что в 15 км от Йоханнесбурга. Книги предварительных заказов были заполнены, началась сборка десятков машин одновременно. На следующий год в программе появились новые четырёхосные тягачи. На склад завозили двигатели Cummins мощностью до 700 л.с., коробки передач Allison, Spicer, Fuller и Clark, оси Rockwell, Hendrickson и Eaton, а также другие агрегаты.

Один из тягачей Ralph G8 A3, построенный для компании African Oxygen (Pty.) Ltd (Richard Stanier)
Четыре самосвальных автопоезда Ralph C12 C3 с 12-цилиндровыми двигателями Cummins VT-1710 мощностью 500 л.с. поступили в эксплуатацию на алмазные рудники Consolidated Diamond Mines of South West Africa, Ltd в Юго-Западную Африку (ныне Намибия) в 1970–1971 гг. Машины оснащались восьмиступенчатыми КП Clark, грузоподъёмность – 50 т (Cummins International News / Richard Stanier)

Каждая машина Ralph строилась по желанию заказчика и трудно было найти две одинаковых. На ранних автомобилях совмещался дизайн британской и американской конструкторских школ, позднее машины всё больше стали походить на американские. Постепенно стала пропадать самобытная индивидуальность, дизайн моделей стандартизировался.

Удачный 1970 год привлёк инвесторов – в долю вошла крупная компания Industrial Development Corp., которая приобрела контрольный пакет акций предприятия Rolway Enterprises, обеспечив расширение производства на новом заводе. Но в то же время с лёгкой руки инвестора расширился и штат администрации фирмы, на содержание которого потребовались лишние расходы. Ральф Льюис строил свои первые машины собственными руками, а помогали ему всего четверо рабочих. Он сам принимал решения, сам вёл бухгалтерию, сам занимался рекламой и продажей продукции… А на новом заводе его творческий энтузиазм ограничили строгими рамками классического капитализма.

Седельный тягач Ralph C6 S3 «Mechanical Horse», шасси № 0018. Снимок 90-х гг. (Henk Veldkamp)
Один из трёх седельных тягачей Ralph C6 S3 «Mechanical Horse» компании FTS Binders (Pty.) Ltd. Двигатель шестицилиндровый Cummins NTC-350, КП Spicer P8716-5A, оси Rockwell. Снимок 1972 г. (Richard Stanier)

Выпуск автомобилей увеличивался, а доходы акционеров падали. Такое положение новых хозяев удовлетворить не могло. Одновременно усилилась конкуренция со стороны иностранных концернов. В сбыт тягачей для перевозки негабаритных грузов вмешались такие известные фирмы этого профиля, как FAUN из Западной Германии и Pacific из Канады, вытеснив не только англичан, но и единственного южноафриканского производителя.

В конце 1971 года автомобили Ralph «приказали долго жить». Всего их было выпущено 41 единица (в прессе часто указывается цифра 42, однако публицисты не учитывают, что шасси № 0024 изготовлено не было). Ещё три тягача находились в стадии сборки, но работа над ними не закончилась. При ликвидации фирмы недостроенные машины продали за бесценок по частям. Лишёный любимого дела Ральф Льюис уехал с семьёй в Калифорнию и больше автомобилями не занимался…

Автомобили Ralph C6 S3 компании Rio Rita Tankers (Pty.) Ltd из Рандфонтейна. Шасси № 0021 и № 0022 оснащены двигателями Cummins NTC-350 и КП Spicer. 1971 г. (Richard Stanier)
Автомобили Ralph C6 S3 компании Rio Rita Tankers (Pty.) Ltd из Рандфонтейна. Шасси № 0021 и № 0022 оснащены двигателями Cummins NTC-350 и КП Spicer. 1971 г. (Richard Stanier)
Автомобили Ralph C6 S3 компании Rio Rita Tankers (Pty.) Ltd из Рандфонтейна. Шасси № 0021 и № 0022 оснащены двигателями Cummins NTC-350 и КП Spicer. 1971 г. (Richard Stanier)
Седельный тягач Ralph C6 S3 компании Cape Asbestos Removals (Pty.) Ltd, шасси № 0023. 1971 г. (Bernd Regenberg)
Четырёхосный седельный тягач Ralph C6 S3 компании Transvaal Heavy Transport (Pty.) Ltd, шасси № 0028. 1971 г. (Bernd Regenberg)

Эпилог

Через пять лет после ликвидации фирмы Rolway Enterprises страны Запада ввели санкции против проводившую политику апартеида (официальная политика расовой сегрегации) ЮАР. Поводом послужили беспорядки – восстание чернокожих африканцев в Соуэто и жёсткая реакция властей, включая введение чрезвычайного положения. Санкции, как это часто бывает, вызвали оживление в промышленности ЮАР, в том числе и в автомобилестроении. Местные заводы научились делать отличные автомобили, на которых всё до последнего винтика было отечественного производства, хотя конструкция их в основном отталкивалась от иностранных лицензий. Жаль, что завод Ральфа Льюиса к тому времени уже был уничтожен – у него мог бы появиться второй шанс. Ведь эти тягачи отличались невероятным качеством материала и сборки, они исправно работали десятилетиями. В настоящее время, вероятно, не менее двух автомобилей Ralph ещё колесят по просторам Южной Африки.

Ralph C6 A4, шасси № 00030. Машина поступила в Департамент по вопросам водных ресурсов (Department of Water Affairs) в 1971 г. (Henk Veldkamp)
Индекс и принадлежность этого «Ральфа» пока не определена (T. Brad Dunkin)

У читателя может возникнуть вопрос: а стоило ли рассказывать о какой-то «мастерской» на другом конце света, собравшей за пару лет всего лишь четыре десятка машин? Тем более, что никто из нас, вероятно, не видел их «живьём»? Но почему тогда о них периодически вспоминают коллеги, публикуя заметки в зарубежной прессе или обсуждая их на различных форумах и в группах социальных сетей? Взгляните на эти кратко промелькнувшие в истории исполины! Они служат доказательством того, что не всегда решающим фактором знаменитости автомобилей является их количество.

В настоящее время на перевозках негабаритных грузов в ЮАР ничего особенного не происходит. Ещё живы легендарные тягачи Pacific и FAUN, но их осталось уже мало. Чаще всего можно увидеть знакомые нам марки – Mercedes-Benz, MAN, Scania, Volvo, реже попадаются Nicolas, Oshkosh, International, Kenworth, Freightliner, Western Star... Всё как везде.

Последний автомобиль был собран для фирмы NSG Electrical (Pty.) Ltd – Ralph C6 F4, шасси № 00042 (Henk Veldkamp)
Этот кардинально изменивший свой облик Ralph выпуска 1970 г. работает, очевидно, до сих пор (Dennis Child)
Выпуск и отгрузка тягачей Ralph (по данным South African Transport, 10/ 1980)
Шасси, № Годы выпуска Модель Заказчик / Эксплуатационник
0001 1967–1968 G8 A3 Heavy Transport & Plant Hire
0002 1970 G12 A5 Армия ЮАР, позднее Trojan Transport
0003 1970 G8 S4 Heavy Transport & Plant Hire
0004 1970 C6 F3 African Oxygen (AFROX)
0005 1970 G8 S3 Sable Trucking
0006–0009 1969 G8 A3 South African Railways, Abnormal Loads Div.
0010–0011 1969–1970 C6 F3 African Oxygen (AFROX)
0012–0014 1970 C6 S3 Rio Rita Tankers
0015–0016 1970 C12 C3 Consolidated Diamond Mines SWA
0017–0019 1970 C6 S3 FTS Binders
0020 1970 C6 S3 Union Liquid Air
0021–0022 1970 C6 S3 Rio Rita Tankers
0023 1971 C6 S3 Cape Asbestos Removals
0025–0027 1971 C6 F3 Els Transport
0028 1971 C6 S4 Transvaal Heavy Transport
0029 1971 C6 A4 LTA Construction
0030 1971 C6 A4 Департамент по вопросам водных ресурсов
0031 1971 C6 S4 MAB Engineering
0032 1971 C6 S4 Broad Acres
0033–0035 1971 C12 C3 Consolidated Diamond Mines SWA
0036 1971 C6 F3 Kirtons Transport
0037 1971 C6 F3 Rio Rita Tankers
0038 1971 C6 S3 Savage & Lovemore
0039–0040 1971 C6 S3 African Oxygen (AFROX)
0041 1971 C6 F3 Cape Asbestos Removals
0042 1971 C6 F3 NSG Electrical
0048–0050 C6 S3 Сборка не закончена, проданы по частям
Расшифровка индексов моделей:
первая литера – марка двигателя (G = GM Detroit Diesel; C = Cummins);
первая цифра – количество цилиндров двигателя;
вторая литера – марка КП (A = Allison; S = Spicer; F = Fuller; C = Clark);
вторая цифра – количество осей.
Один из «железнодорожных» автомобилей Ralph G8 A3 выпуска 1969 г., вероятно, ещё сохранился. Снимок 2007 г. (George Fiebe)

Источники:

1. Regenberg B. Wer kennt Ralph? / Jahrbuch 1999 Lastwagen-Album. Brilon, 1998

2. Cummins International News. Volume IV, Number 11

3. South African Transport, 10/ 1980

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен